ШОПЕН (Chopin) Фридерик (1810—49) — польский композитор,
пианист. Первоначальное музыкальное образование получил у В. Живного,
затем обучался под руководством Ю. Эльснера в Высшей музыкальной школе
в Варшаве. На формирование мировоззрения композитора оказали влияние
борьба за независимость Польши (восстание под рук. Т. Костюшко в 1794,
в котором принимал участие отец композитора — Николай Шопен, выходец
из Франции), а также идеи польского литературного романтизма (К. Бродзиньский,
А. Мицкевич, Ю. Словацкий). Рано проявившаяся гениальность композитора
и пианиста (первые полонезы издавались в 1817) развивалась в творчески
насыщенной атмосфере предреволюционной Варшавы, где Шопен усваивал опыт
польских композиторов (Ф. Островского, М. Шимановской, М. Огиньского
и др.) и венской классической школы. В ранних произведениях органично
использованы обработки народной мелодий (Большая фантазия на польские
темы B-dur для фортепьяно с оркестром ), освоены жанры фортепьянных
миниатюр (в т. ч. ноктюрн ), а также крупные формы (соната для фортепьно
№ 1, фортепьянные трио). Вершины раннего периода — 2 концерта для фортепьяно
с оркестром. Шопен - виртуоз получил признание в Вене, где выступал
с концертами в 1829 и 1830—31. После поражения польского восстания (1830—31)
Шопен связанный с участниками восстания, не смог вернуться на родину
и остался до конца жизни в Париже, куда прибыл осенью 1831. Париж обогатил
его новыми впечатлениями литературной , художественной и музыкальной
жизни (знакомство с Г. Гейне, Ж. Санд, А. Мюссе, О. Бальзаком, Э. Делакруа,
В. Беллини, Г. Берлиозом, Ф. Листом, Ф. Мендельсоном и др.) Отказавшись
от карьеры виртуоза (Шопен много выступал в открытых концертах только
в первые годы жизни в Париже), он сосредоточил свои поиски в области
композиторского творчества, создав в 1830—40-х гг. выдающиеся произведения
в различных жанрах фортепьянной музыки. Их объединяет тема Родины, приобретающая
то героико-драматический и трагедийный характер (этюд № 12, прелюдии
а-moll и d-moll, скерцо № 1, баллада № 1, соната b-rnoll с траурным
маршем, полонезы es-moll, fis-moll), то глубоко лирический (ноктюрны,
мазурки), народно-жанровый (мазурки) или торжественно-триумфальный (полонезы
A-dur, As-dur). В произведениях 1840-х гг. эти образы находят гармоничное
единение (фантазия f -moll, соната h-moll и др.).
|